ИМЕНА ЗЕВСА - ВИРАКОЧА
В верованиях инков Виракоча почитается как главный Бог-Создатель, породивший мир, людей и даже само Солнце. Империя инков была чрезвычайно крупным, космополитическим государством, состоявшим из четырех отдельных частей, и почитание этого Бога распространилось от современной Колумбии до центральной части Чили.
Согласно одному из широко известных мифов, сохраненному летописцем XVI века Хуаном де Бетанзосом, Виракоча поднялся из вод озера Титикака во время первобытной тьмы и создал Солнце, Луну и звезды, чтобы осветить мир. После этого он стал ассоциироваться с небом и бурей. Инки считали это божество самым первоначальным из всех и тем, что пронизывает все во все времена.
ПОТОП
Он создал первую расу людей, вдохнув жизнь в камень, но эти первые существа - безмозглые гиганты - вызвали у него недовольство.
Виракоча послал великий потоп (Уну Пачакути), чтобы уничтожить их, оставив лишь избранную пару или несколько выживших, от которых произойдет лучшее человечество. После потопа он создал новых людей из мелких камней и глины, а затем рассеял их по всем уголкам земли. В некоторых версиях он повелевает им выходить из пещер, озер и других священных мест происхождения, чтобы основать различные народы.
Таким образом, творческий акт Виракочи объясняет разнообразие народов Анд, каждый из которых имеет свои родовые пакарины (точки возникновения мифов). Эта мифология имеет сходство с мифологией Девкалиона и Зиусудры, а также со многими другими историями о потопе, обильно украденными для библейского бреда.
СТРАНСТВУЮЩИЙ БОГ
После сотворения мира Виракоча не оставался на одном месте. В мифах он принимает земной облик странствующего старейшины, описываемого как невзрачный бородатый мужчина в белых одеждах, и путешествует по Андам, обучая цивилизации и давая моральные наставления.
Многие отмечают, что эта история весьма необычна, учитывая склонность американских аборигенов не отращивать волосы на лице как таковые.
Он принес с собой знания об искусстве, сельском хозяйстве, языке и законах, научив людей жить гармонично. Многие легенды повествуют о его чудесах: он мог вызывать воду из скалы, превращать холмы в долины (и наоборот) и исцелять больных одним словом.
Те, кто прислушивался к благожелательным наставлениям Виракочи, получали «чудесные великие блага», но некоторые общины отвергали его, ведя себя жестоко или насильственно. В одном из сказаний Виракоча наказал враждебных, испепелив деревню (часто называемую Кача) огнем с неба, но смирился, когда выжившие раскаялись. Место, где это произошло, впоследствии стало крупным храмом в его честь.
Мудрецы инков учили, что Виракоча был высшим источником - он либо породил бога солнца Инти (Аполлона-Гелиоса, который затем дал начало инкам), либо непосредственно послал основателей из Титикаки или Пакарик-Тампу (пещерного святилища).
ПОВЕЛИТЕЛЬ ОКЕАНА
Завершив свою цивилизаторскую миссию, Виракоча в конце концов покинул Анды. В большинстве версий он отправился на тихоокеанское побережье и перешел океан, уходя на запад в закат и обещая однажды вернуться. Таким образом, он заслужил эпитеты вроде «Владыка вод» и прочно ассоциируется с морем и далекими горизонтами.
Виракоча, как и Амон, считался скрытым богом. По сравнению с Инти, его поклонение было безличным и не было связано с публичными обрядами. Считалось, что он может появиться вновь только во времена крайних бедствий или вырождения человечества. Ритуалы, посвященные Виракоче, часто проводились во времена имперского кризиса или большой нужды, отражая его роль как Deus Otiosus, который вмешивается в критические моменты.
Например, накануне крупных военных кампаний или во время стихийных бедствий (засухи, землетрясения) император инков приказывал приносить жертвы Виракоче в дополнение к другим богам. Большие костры или пиры, по-видимому, ассоциировались с ним, показывая его связь с персидскими и кельтскими аналогами.
Посвященные совершали паломничество к местам, связанным с мифическим путешествием Виракочи. Главным из них был храм Виракочи в Ракчи, который стал общеинкским центром паломничества. Исторические источники описывают паломничество в день июньского солнцестояния, которое начиналось в Куско, пересекало высокогорный перевал Ла-Райя, а затем спускалось в Ракчи. Паломники поклонялись образу Виракочи и той самой земле, где он, по преданию, вызвал чудесный огонь.
СИМВОЛИЗМ ВИРАКОЧИ
Он был Верховным Творцом в пантеоне. Космология инков ставила Виракочу на вершину божественной иерархии как невидимую, всесозидающую силу. Он считался отцом всех остальных богов, поэтому даже Солнце (Инти) в некоторых традициях считалось его потомством или творением.
В связи с этим в преданиях инков и доинкских племен он носил множество высоких титулов - испанские источники переводят некоторые из них как «Владыка-инструктор мира», «Древний» или «Старик неба». Эти титулы свидетельствуют о роли Виракочи как небесного божества.
Древние Ворота Солнца в Тиуанако, предшествующие инкам на много лет, считаются изображением фигуры, похожей на Виракочу, которая повсеместно встречается в андреевских цивилизациях. Два посоха, которые она держит в руках, представляют каналы Ида и Пингала.
Аналогично, божество Ворот Солнца сопровождают меньшие крылатые помощники, а черты его лица (глубоко посаженные глаза, рот, похожий на пуму, текущие слезы) связывают его с небом и дождем. Широкое распространение образа этого бога-служителя в древних Андах (от высокогорных храмов до прибрежных текстильных изделий) показывает, что концепция подобного бога предшествовала инкам на несколько столетий.
Другие андские мотивы, например, изображение с вазы народа чанчей, показывают Виракочу как человека, держащего в руках двух змей, что может указывать на связь со стандартом инков, изображающим двух змей, поднимающихся вверх с радугой между пастями.
В отличие от многих других богов, Виракоча не был региональной фигурой, его провозглашали по всей Империи, но его поклонение было связано с классом. Его культ был несколько эзотерическим, предназначенным для знати и жречества, которые могли оценить это концептуальное Высшее Существо. Инки и более ранние культуры, как правило, представляли его символически, а не в виде конкретного идола, сияющего или высеченного.
Одна из основных триад в верованиях инков - это триада между Виракочей, Солнцем (Инти) и Громом (обычно Ильяпа), которая постоянно встречается в народной литературе и во всех сохранившихся свидетельствах о религии.
Несмотря на общую неоднозначность представления о Виракоче, который символизировался солнечным диском в Кориканче (Золотом Замке) или главном храме инков, известно, что один из правителей инков по имени Хатун Тупак переименовал себя в Виракочу после того, как ему было видение бога. Правитель Пачакути построил в Куско грандиозный храм Виракоче после того, как во время битвы ему было подобное видение, которое принесло ему победу. Один из очевидцев утверждал, что в храме находилась золотая статуя десятилетнего ребенка, олицетворяющая Великого Бога.
Известно, что культ Виракочи распространялся среди аристократии инков до такой степени, что они спорили, кто должен занимать главное место в Куско - Пачакути или Инти. В «Всеобщей истории Перу» утверждается, что Виракоче поклонялись, принося в жертву белую ламу.
ИЛЛАПА
Иллапа был более известен как активный бог грома. Культ молнии был навязчив в Андах, и все группы ассоциировали молнию с творением. Иллапа был первоначально известен как самое важное божество в некоторых областях, но опустился до третьего ранга, поскольку инки отдали приоритет поклонению Инти.
Несмотря на это, сапа-инка назвал Иллапу своим «божественным братом». Бог представлен в виде внушительного мужчины в блестящих одеждах из золота и драгоценных камней, который жил в верхнем мире. Иллапа носил с собой варак'а, с помощью которого он создавал бури, и золотую макану, символизирующую его силу и триединство - разряд молнии, гром и молния. Он также был разделен на триединство существ - Яян Иллапа, Чаупи Чурин Иллапа и Сулька Чурин Иллапа, поскольку такие триединства были характерны для всех андских богов-молний:
Древние индейцы знали, что есть только один Бог, три личности, о которых они говорили так: что отец был справедливым, Яян Руна Мучочич, сын милосердным, Чурин Руна Куяпаяк, младший сын, который давал и увеличивал здоровье и давал пищу, и посылал воду с Небес, чтобы дать нам пищу и пропитание, Сулька Чурин Каусаюк Микой Кок Рунап Аллин Нинпак; первого звали Яян Иллапа, второго Чаупи Чурин Иллапа, четвертого [sic] звали Сулька Чурин Иллапа, то есть эти три человека были, и они верили, что на Небесах он был таким величественным и владыкой Неба и Земли, и поэтому они называли его Иллапа. И по этой причине инки приносили жертвы Молнии и очень боялись его; сначала они не приносили ему жертв, но взывали к нему, глядя на Небо, все индейцы этого королевства.
Новая хроника и хорошее правительство, Гуаман Пома де Айала
Это привело к теологическому представлению инков о том, что такие верховные боги, как Виракоча, Инти и Иллапа, могли быть аспектами одного основного божества неба: например, в одном исследовании отмечается, что в поклонении инков грани верховного бога небесной бури, по-видимому, распределены между Виракочей (богом-создателем неба), Пунчау (день/солнце), Инти и Иллапой.
Испанцы объединили поклонение Виракоче и Иллапе в «святого» по имени Иаков Зеведеев из Библии, после чего культ сохранился в странной синкретической форме.
КАПАК ХУЧА И ИЗВРАЩЕНИЯ
Храм Зевса не одобряет человеческие жертвоприношения ни в какой форме. Это в корне бесполезно и опасно для души. Наши божественные мудрецы, такие как Пифагор, Сократ, Платон и Иамблих, категорически определяют это как зло. Такие верховные жрецы, как Геродот и Плутарх, осуждают его. Многие мудрецы Египта и Индии также осуждают эту практику.
Жертвоприношение детей во имя них - полная мерзость для богов. В течение многих лет это было уделом определенной группы людей в соответствии с Талмудом и Библией.
В первые тысячелетия до нашей эры многие группы по всей планете перешли к своего рода монотеизму, контакту со злобными астральными духами и тенденции к человеческим жертвоприношениям, что, как мы полагаем, было вызвано вражеским вмешательством.
К сожалению, как и во многих других мезоамериканских пантеонах, некоторые аберрантные практики с участием людей, по-видимому, стали преобладать в соответствии с инструкциями и контактами с врагом. Инки, по крайней мере, по имеющимся свидетельствам, не приносили жертвы до экстремального уровня ацтеков или майя, что подтверждается тем, что количество трупов, связанных с этой практикой, ограничено, в основном они привязаны к горным святилищам. Все методы демонстрируют отвращение к причинению боли жертве.
Инки, по-видимому, считали, что жертвы проходят апофеоз при совершении этой процедуры. Женщины, принесенные в жертву, служили четыре года в качестве верховных жриц. Принесенные в жертву, очевидно, рассматривались как избранные, а дети Капак Хуча считались увековеченными в качестве божественных заступников, обеспечивающих благополучие империи.
С другой стороны, некоторые авторы утверждают о больших масштабах жертвоприношений, которые трудно установить. После смерти инки Уайна Капака в 1527 году якобы было убито до 4000 слуг, придворных, фавориток и наложниц. К этому времени жертвоприношение некропомпы, или слуг, уже стало обычаем, хотя это событие произошло в период упадка империи инков. Бернабе Кобо и другие утверждали, что были свидетелями этого. Предполагается, что эти смерти были более жестокими, однако археологические свидетельства этого неоднозначны, отчасти из-за того, что заявленные методы казни трудно установить по анализу костей, а также из-за того, что инки хоронили таких людей вместе со всеми остальными.
Некоторые более поздние авторы, такие как Инка Гарсиласо де ла Вега, дававший очень подробные объяснения жизни инков, утверждали, что инки на самом деле сильно ограничивали и ограничивают эту практику по сравнению со своими соседями. Мы относимся к этому неоднозначно, хотя это вполне возможно. В любом случае, Боги считают, что подобная практика является аберрантной и абсолютно неприемлемой в любом обществе.
БИБЛИОГРАФИЯ
Suma y narración de los Incas, Juan de Betanzos
Historia General del Perú, Inca Garcilaso de la Vega
Crónica del Perú, Part II, Pedro Cieza de Léon
New Chronicle and Good Government, Guamán Poma de Ayala
Inca Religion and Customs, Bernabé Cobo
Relación de las fábulas y ritos de los incas, Cristóbal de Molina
El dios creador andino, Franklin Pease
History of the Inca Realm, Maria Rostrowoski
Wiracocha, pastoral católica y mitología del Titicaca, Fernando Armas Asín
Pilgrims past and present: the ritual landscape of Raqchi, southern Peru, Bill Sillar
Viracocha : the nature and antiquity of the Andean High God, Andrew Arthur Demarest
The origins of creator worship among the Incas, John H. Rowe
Frozen Mummies from Andean Mountaintop Shrines: Bioarchaeology and Ethnohistory of Inca Human Sacrifice, Constanza Ceruti
БЛАГОДАРНОСТИ:
Karnonnos [TG]