ИМЕНА ЗЕВСА - АМУН
Амон - Бог Богов египетского пантеона. Однако он также был известен как высшая тайна, скрытая сила царства и всей вселенной. В материалах древней цивилизации о нем есть много неясного и трудно интерпретируемого по сравнению с Зевсом или Юпитером, но они все равно в подавляющем большинстве случаев подчеркивают его величие и главенство.
Его жреческая резиденция располагалась в Фивах, одном из важнейших городов Египта. Верховный Жрец Амона обладал высшей религиозной властью в государстве и был вторым по значимости лицом египетского государства после самого Фараона.
К древним временам Пиндара он, как известно, получил эллинистические черты и стал известен как Зевс Амон. Александр открыл и сделал официальным этот особый культ Амона для египетского народа, который приветствовал его как освободителя от власти персов.
Геродот показывает, что это не было секретом:
Египтяне называют своего высшего Бога Амоном, которого греки отождествляют с Зевсом. Ведь, по их мнению, он - правитель всего и отец Богов и людей.
Книга 2.42, «Истории», Геродот
АМОН, ПОВЕЛИТЕЛЬ БОГОВ
Амон занимает высшее и абсолютное первенство в египетском пантеоне.
Люди в течение многих веков неправильно понимали египетский пантеон как тип эгалитарного политеизма, где все Боги «равны», - утверждение, фактически опровергаемое текстами. С другой стороны, другие предполагали абсолютно жесткий монотеизм, окружающий Амона в своей основе, причем последние представляли школу Эммануэля де Руже и других египтологов, начиная с викторианской эпохи. Определенные негативные инциденты, произошедшие в Египте с Ахенатеном и другими интервентами, также наложили отпечаток на это восприятие.
Верховный Жрец Hoodedcobra объясняет суть двойственности, которую египетские посвященные полностью понимали между собой. Основное поклонение Амону и Атуму было центральным пунктом египетской религии, поскольку он был Фараоном Богов. Одним из названий, указывающих на разделение его власти в Гробовых текстах, является имя Амон, Владыка Престолов Двух Земель.
Часть символизма великого Бога проявляется в его отцовских качествах даже по отношению к другим Богам. Например, в гимне Каира утверждается главенство Амона как Отца Богов, Высшего Отца:
Гимн Каира
В соответствии с его атрибутами творения, он считался самым сверхъестественным и высшим из всех Богов. Амон постоянно утверждает, что создал мир из слез и пота своего глаза, в отличие от предшествующей глубины слепоты.
Вследствие этого утверждения он был приравнен к Единству Вселенной и другому таинственному Богу-Создателю по имени Атум. Египетские гимны Амону также ссылаются на его главенство как правителя над всем сущим:
Единый создатель всего сущего,
Создатель и Творец существ,
Из Чьих глаз произошло человечество,
Из Чьих уст были сотворены Боги.
Папирус Булак (XVIII династия) / Boulaq Papyrus (XVIII Dynasty)
СКРЫТЫЙ БОГ
О Ты, Великий Бог, чье имя неизвестно.
В надписи Фараона Унаса многое говорится об Амоне и его таинственной роли. Другая терминология - «тот, чье имя скрыто» - обычно встречается в гробовых текстах.
CT 132 / II 154 : Я сидел спиной к Гебу, ибо я тот, кто будет судить в компании с Тем, чье имя скрыто...
CT 147 / II 207 : Судите с Тем, чье имя сокрыто...
CT 148 / II 220 : ...ибо ты достиг горизонта, пройдя мимо ограды Того, чье имя сокрыто.
CT 148 / II 221 : «О Сокол, сын мой Горус, живи в этой земле твоего отца Осириса в этом твоем имени Сокола, который находится на ограде Того, чье имя скрыто»;
CT 148 / II 223 : «Смотрите, Горус, вы, Боги, я Горус, Сокол, который находится на ограде Того, чье имя скрыто.»
CT 682 / VI 310: «Он летал и парил как тот Великий Сокол, который находится на ограде Того, чье имя скрыто, который берет то, что принадлежит тем, кто находится там, к Тому, кто отделил небо от земли и Нун.
В отличие от других Богов, связанных с видимыми явлениями (солнце, небо, Нил и т. д.), Амон по своей сути был трансцендентным и бесформенным, представляя собой невидимый воздух или творческий ветер. В ранние времена его даже считали Богом, связанным с воздухом, невидимым, но поддерживающим жизнь.
ЦАРЬ ЦАРЕЙ
Центральной ролью Амона в египетском государстве было председательствование над Фараоном и государством, которому он фактически является покровителем и распорядителем при любых обстоятельствах. Его имя особенно часто использовалось во время коронаций и при провозглашении нового государства, показывая, что он вдыхает жизнь в правление правителя. Другие случаи показывают его связь с великими достижениями правителей и Фараона, как этот пример, касающийся Фараона Хатшепсут:
Характерным для таких исключительных случаев является текст, в котором царице Хатшепсут приписывается качество ntrj *божественности». По возвращении большой торговой экспедиции, которую Хатшепсут отправила в далекую африканскую страну благовоний Пунт, собравшиеся подданные обожают и прославляют царицу «в случаях (zpw) ее божественности» и «из-за величия чуда, которое произошло для нее» (Urk. IV, 340, 5-6). Это не повседневное событие или действие царицы, а торжественный и возвышенный момент, когда ее божественность проявляется перед всем миром, когда исполняется ее клятва, данная Царю Богов Амуну, что она превратит его храм на террасе в страну благовоний посреди Египта. Царица-регентша показывает себя «божественной» через свой божественный аромат и золотое сияние, которые исходят от Богов.
Концепции Бога в Древнем Египте: Единый и многие, Эрик Хорнунг
Фараоны часто ссылались на Амона как на помощника в достижении их целей и спасителя. Поддержание военных кампаний в положительном ключе демонстрировало его готовность поддерживать отношения с Хранителем Египта. Пример Рамзеса II из одной из надписей Кадеша свидетельствует о том, каким его видели правители Египта:
Я молюсь с концов чужих земель
и голос мой раздается в Фивах.
Я обнаружил, что Амон пришел, когда я взывал к нему.
Он протянул мне руку, и я возрадовался.
Пилон Рамзеса II, Луксор
По сути, Амон определял, кому быть Фараоном, и кому им оставаться. Легитимность Фараона - а значит, и судьба Египта - зависела от Его Божественного одобрения.
Фараоны также отмечали праздник Хеб-Сед, чтобы обновить свою царскую власть. Тексты и рельефы с этих праздников часто показывают, что правитель утверждает, что Амун лично одобряет его правление.
ФИВАНСКОЕ ЖРЕЧЕСТВО
Фиванское Жречество было самым важным в Египте, поскольку Фивы (Васет, современный Луксор) являлись религиозным центром царства. В их рядах служили самые высокие и священные личности. Свидетельством их ранга является то, что Верховные Жрецы Фив даже неоднократно вмешивались, чтобы взять на себя полное управление страной, когда ей угрожала серьезная опасность.
Амон почитался как покровитель великого города, наряду с Мут (богиней колдовства) и Хонсу (богом творения и Луны). Самый большой и грандиозный храм Амона находился в Карнаке, районе Фив.
Несмотря на название, это не один храм, а огромный комплекс храмов, часовен, пилонов и обелисков. Как бы демонстрируя главенство этого Бога во всей Вселенной, он до сих пор является самым большим религиозным сооружением из когда-либо построенных, занимая площадь более 200 акров, что в современных измерениях составляет 810 000 м². Внушающий благоговение и грандиозный по своим масштабам Карнак стал главным религиозным центром Египта наряду с Мемфисом и Абидосом. Здесь ежегодно проводился фестиваль Опет, во время которого статуя Амона в составе процессии отправлялась в храм Васет.
Большая часть первоначального планирования и дизайна храма была построена Фараоном Хатшепсут, которая была плодовита в строительстве памятников для Амона, но Гипостильный зал, массивное сооружение с 134 возвышающимися колоннами, самая большая из которых была высотой 21 метр (69 футов), был в конечном итоге завершен Фараоном Рамессом II столетия спустя.
Комплекс включает в себя множество святилищ, посвященных различным Богам, таким как триада Хонсу и Мут, но самым важным является Великий Храм Амона. Большая часть храма также посвящена Амону-Ра, что вызывает недоумение у историков.
Ежедневное храмовое поклонение Амону в Карнаке включало утренние, полуденные и вечерние ритуалы с воскурением благовоний, возлияниями и чтением гимнов жрецами от имени царя. Во всех этих практиках, от пышных праздников до ежедневных обрядов, Амон почитался как величественный, но таинственный бог, чье присутствие могло благословлять землю, утверждать царей, заботиться о простолюдинах и даже давать указания, если его должным образом вызывали.
В Нижнем Египте культ Амона быстро распространился в период Нового царства. Фараоны построили храмы Амона в Мемфисе, в новой столице Пи-Рамессе и крупное святилище в Танисе в Дельте. После смерти Ахенатена культ Амона распространился еще больше.
Поклонение Амону широко распространилось на Нуби. Египетские правители строили или расширяли храмы Амона в нубийских регионах (например, в Напате/Джебель-Баркале), и Амон стал главным Богом нубийских царств. Нубийские династии Египта возвеличивали Амона и Атума. Влияние этих двух Богов ощущается по всей Африке.
Эти храмы были не только религиозными, но и экономическими центрами, наделенными огромными земельными владениями и персоналом.
ЖЕНА БОГА АМОНА
Помимо мужского духовенства, уникальным институтом в поклонении Амону была «Жена бога Амона» - титул, дававшийся царским женщинам, выступавшим в роли верховных жриц. Такая практика существовала и ранее, но фараон Ахмосе I (ок. 1530 г. до н. э.) возвел на эту должность свою жену Ахмосе-Нефертари, сделав ее очень престижной и политически влиятельной. Жрица олицетворяла Амонет, женскую супругу Амона, или Мут, женщину из фиванской триады.
В более поздние периоды (особенно в Третьем промежуточном периоде) эта должность использовалась для консолидации власти. Дочь правящего Фараона становилась женой Бога Амуна в Фивах, фактически контролируя жречество Амона и храмовые владения.
ПРАЗДНИКИ СОЗДАТЕЛЯ
Поклонение Амуну включало в себя грандиозные общественные празднества, которые были главными событиями религиозного календаря, особенно в Фивах. Самым важным из них был праздник Опет, ежегодный фестиваль, призванный омолодить фараонскую власть. Во время Опета из Карнакского храма в Луксорский храм процессией перевозили переносную барку (лодку) - позолоченную святыню Амуна в форме лодки, в которой находилась статуя Амона.
В обстановке великой церемонии образ Амона посетил Луксор, чтобы объединиться с аспектом Амуна в Луксоре (иногда связанным с Амун-Мином для плодородия) и ритуально подтвердить божественную легитимацию царя. Опет длился много дней, сопровождаясь процессиями, подношениями, оракулами и празднествами с участием жрецов и публики. Другим крупным фиванским праздником был Прекрасный праздник долины, на котором чествовали умерших.
На этом празднике барку Амона, а также барки Мут и Хонсу переправляли через Нил из Карнака на западный берег, чтобы Бог мог посетить храмы и некрополь, символически соединившись с душами умерших.
Эти фестивали позволяли простым египтянам видеть и поклоняться обычно скрытому Богу, когда его изображения выносили за пределы храма, что способствовало росту народной преданности.
БОЖЕСТВО СУДЬБЫ И ЛЮДЕЙ
Амон ассоциировался с судьбой. Это позволило представить Великого Бога как того, кто «слушает о погибели тех, кто взывает к нему». В символическом смысле он представлялся как защитник и покровитель невинных и угнетенных. Некоторые люди пытались обратиться к его поклонению или оракулам с намерением изменить себя и свои обстоятельства.
Простые люди обращались к Амону с личными просьбами, что отражало рост личного благочестия. Амон считался сострадательным божеством, которое слышит молитвы скромных людей. В гимнах Нового царства и более позднего времени его называют «служителем смиренных» и «тем, кто приходит на голос бедных», представляя Амона как защитника обездоленных, который заступается за простых верующих.
Этот аспект Амуна как личного, этического Бога предполагает теологическую широту его роли за пределами государства и Фараона, делая его доступным для всех слоев общества.
В текстах постоянно повторяется, что Амон управляет всем, что есть, будет и было. Его помощники, такие как Сешат, воплощают эти концепции в реальность. Наряду с Атумом к нему постоянно применяется титул «Владыка Маат», как к хранителю всех всеобщих обстоятельств. Упоминания о нем как о «конечной причине» также свидетельствуют о том, как египтяне относились к нему.
В соответствии с вышеупомянутым контекстом, мать фараона часто представляли как посещаемую Амоном до беременности, чтобы показать египетскому народу, что его правление было предопределено.
БОГ ВЕТРА И ПОГОДЫ
Амон, как и Зевс, олицетворял ветры, бури и буйную погоду. Его вмешательство было отмечено бурями и штормами, хрупкое здоровье цивилизации, зависящей от Нила, также считалось в руках главы Богов.
Вместе со своим заместителем Шу и другими богами Амон управлял небом и олицетворял активные процессы в погоде.
ОБРАЗ АМОНА

В большинстве изображений после еретического периода Амарны Амон изображается с голубой кожей. Одно из значений этого - демонстрация главенства Амона, пребывающего и правящего всеми гранями космоса, подобно тому, как небо покрывает землю. Конкретный синий цвет, в отличие от других видов синего, зеленого или черного, которые также иногда представляют Бога, имеет отношение к определенным духовным уровням, которыми Амон овладел в полной мере. Синий цвет также связан с Зевсом, с его глобусом и мантией, среди прочего.
Амон обычно носит очень высокий головной убор из двух соколиных перьев, называемый «шути». Эти два пера вместе с золотой диадемой символизируют традиционную царскую власть в Египте и служат для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что он - Царь Богов, Демонов и Людей.
В символизме короны кроется еще один код о стихиях Вселенной. Два пера представляют полностью разделенные элементы огня и воды, золотая диадема - землю, притягивающую оба элемента из центра, а красная льняная лента сзади (шед или лента) - воздух, связанный с остальными, но сам вытекающий наружу.
Корона имеет значительную высоту, чтобы продемонстрировать, что власть Амона полностью простирается в небесную твердь эфира, не подвластную другим Богам. Символизм двойных перьев также показывает, что он выражает внутреннее царство Сатьи, Истины, в активном существовании.
Амон также владеет скипетром по имени Васа, обычно ассоциирующимся с Сетом. Он правит как инертными людьми, лишенными духовности, так и духовно активированными людьми, прошедшими Посвящение, но все духовные посвященные и практикующие магию, чтобы существовать, проходят через него независимо от этого. Скипетр представляет собой визуальный символ Посвящения ему, в конечном счете. Злодеи и те, кто отклоняется от Богов во зло, представляя их, уничтожаются его силой.

Образы, напоминающие баранов, связаны с Амоном с самых ранних времен в Египте. Сфинксы, украшенные головой барана или рогатой человеческой головой, были созданы, чтобы проиллюстрировать важные подсказки о Боге Богов. Подобно Хнуму, рога барана Амона символизируют зарождение всего живого, но в его случае рога также представляют собой раскрытие и разгадку всего существования в самом космосе, а не только биологической жизни.
В данном случае защитная и мудрая стойка барана над фараоном Аменхотепом III также демонстрирует свирепую способность Бога Богов защищать любого « Бога-Царя», находящегося под его покровительством. Его огромные размеры и устрашающая сила затмевают даже самого величественного правителя Египта. Здесь могучий баран призывает Фараона действовать как распорядитель жизни и цивилизации, поддерживать законы и всегда придерживаться активной защиты царства. Эта статуя была найдена в Карнаке, районе Фив.
Следует отметить, что имя и визуальная символика Амона часто используются и в наше время путаются с Амоном Ра, другим отдельным Богом, чье имя вошло в Гоэтию как «Амон» для максимальной путаницы. В случае с Амоном Ра эти символы приобретают довольно своеобразные значения.
Он принимал и другие формы: гуся (заслужив эпитет «Великий Оратор», связывающий его с первозданным космическим яйцом), змеи (обновляющейся за счет сбрасывания кожи) или даже обезьяны или крокодила в некоторых местных интерпретациях.
Эти разнообразные священные животные и формы подчеркивают всеобъемлющую природу Амона. Однако во всех формах Амон оставался скрытым по своей сути. Например, в Карнаке его культовое изображение обычно хранилось в завесе и тайне. Эта невидимость в сочетании с творческой силой сделала Амона Богом глубочайшего теологического значения, олицетворяющим невидимую Божественную силу, стоящую за всем существованием.
ЗЕВС АМОН
Зевс Амон, также известный как Зевс Аммон или Зевс Аммонас, начинает появляться, когда греческие государства налаживают контакты с Египтом. Хотя это представление ассоциируется с греческим периодом Египта, оно очень древнее и появляется в произведениях Пиндара, связанных с колонией Киринеи:
И основал тот город у фонтана Аполлона и плодородной земли Зевса Аммона...
Пифийские оды 4.16, Пиндар
Сам Вазет также назывался «Диосполисом» или городом Зевса, наряду с типичным названием Фивы.
Как правило, это олицетворение Зевса украшено рогами барана. Ему поклонялись в центре этого города - части современной Ливии, население которой в то время состояло из греческих колонистов. Нотки поклонения Зевсу Амону были напрямую связаны с аспектами Амона, связанными, в частности, с судьбой. Культ Амуна также включал в себя оракулы и процессионные или паломнические практики. В Новом Царстве к оракулу Амона часто обращались по важным государственным и судебным вопросам. Статуя Амона могла таинственными движениями, вероятно, через жрецов во время процессий, указывать «да» или «нет», тем самым вынося божественный приговор.
Оазис в Сиве был одним из самых известных оракулов классического мира и одним из основных аспектов поклонения Амону, наряду с его жречеством в Фивах. Его слава и точность были настолько велики, что Александр знал, что к этому оракулу нужно обращаться как можно быстрее:
Жрец обратился к Александру, как к Богу, и, как говорят некоторые, приветствовал его как «Сына Зевса»... Он спросил, не спасся ли кто из убийц его отца, и жрец ответил, что он не должен произносить богохульств, так как его отец не был смертным».
Жизнь Александра, Плутарх
И Александр, и греческая династия Птолемеев, правившая Египтом после него, изображали себя с рогами барана, указывая на свое божественное происхождение от Зевса.
Некоторые греки и римляне в древности не понимали анималистических аспектов Зевса, приписываемых им Египтом, и Лукиан затрагивает эту тему, когда олицетворение Вины («момос» по-гречески) насмехается над ними перед Зевсом. Великий Бог, в свою очередь, опровергает его:
Момос: А ты, Зевс, как ты можешь терпеть, когда тебе пересаживают рога барана?
Зевс: Эти вещи, которые ты наблюдаешь у египтян, действительно шокируют. Тем не менее, Момос, большая часть из них имеет мистическое значение, и смеяться над ними только потому, что ты не принадлежишь к посвященным, совсем не правильно.
Deorum Concilium, Лукиан
Культ Зевса Амона был наиболее распространен среди ливийцев, даже за пределами греческих колоний. Они часто синтезировали этот египетский аспект с Ваал-Хаммоном из Карфагена.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Pythian Odes, Pindar
Histories, Herodotus
Life of Alexander, Plutarch
Deorum Concilium, Lucian
Egyptian Solar Religion in the New Kingdom: Re, Amun and the Crisis of Polytheism, Jan Assmann
Amun, World History Encyclopedia, Joshua J. Mark
Amun and Amen-Re, The Encyclopedia of Religion, C. J. Bleeker
БЛАГОДАРНОСТИ:
Karnonnos [TG]