ИМЕНА ЗЕВСА - ШАНГДИ
Ди - олицетворение Бога Богов и всех императоров в китайском пантеоне - Верховное Божество и центральный императорский предок древнейших династий Китая. Он приравнивается к судьбе страны, небу, урожаю и всем вопросам погоды.
Эволюция этого Верховного Существа отмечена различными представлениями о Верховном Боге: Шангди в эпоху древних династий, даосская фигура Юаньши Тяньцзунь из Трех Чистых, Тайи в период Воюющих государств, фигура предка Желтого Императора (имеющая современное значение) и, наконец, Нефритовый Император, культ которого стал официальным главным культом Богов в эпоху династий Сун и Тан и продолжался вплоть до республиканского периода. Всем этим сущностям великие правители Китая поклонялись с помощью тщательно разработанных ритуалов.
Одна из самых больших проблем с религиозным сценарием в Китае заключается в том, что это чрезвычайно древняя, гигантская цивилизация, которая претерпела множество эволюций в религиозной символике и гражданских ценностях. Различные регионы и крупные городские центры Китая часто имеют свои отличительные традиции. Много раз на первый план выходили такие идеологии, как конфуцианство, - идеологии, не противоречащие Зевическим верованиям, но занимавшие центральное место в жизни китайцев. Другие элементы, которые стали преобладать в Срединном царстве, такие как буддизм, время от времени как мешали, так и помогали пониманию Богов.
Во многих случаях ветвь даосизма имеет тенденцию наиболее близко представлять многие атрибуты Бога Богов в китайской культуре.
ПРЕДОК ИМПЕРАТОРОВ
Династия Шанг провозгласила Шангди имманентным и отдаленным Богом космоса. Считалось, что его выражения и эманации проявляются непосредственно через саму династию - Он был их великим предком. Несмотря на то, что Шанди ассоциируется с династией Шан, есть свидетельства того, что ему поклонялись и раньше в истории Китая, еще во времена династии Ся или даже раньше.
Подобно Зевсу и Амону, подчеркивается, что поддержка Шангди зависит от морального и духовного облика правителя. Его правление может создать или разрушить любое царство на Земле. Древний легендарный царь Ву подробно останавливается на этом в речи к своим войскам, где он обязывает их быть нравственными существами:
Выступление в Му (牧誓)
上帝不常,作善降之百祥,作不善降之百殃。
Верховный Бог непостоянен (в Своем отношении); на того, кто творит добро, Он возлагает все блага, на того, кто творит зло, - все беды.
Даосисты утверждают, что с Божеством по имени Юаньчжи Тяньцзун (Первозданный Владыка Неба) было принято консультироваться через лопатки быков со времен династии Ся или раньше. Божество обязывало императора каждый год совершать обряды в Великом храме Неба, причем с особой тщательностью. В «Книге обрядов» утверждается, что это всегда делалось в самый длинный день года и продолжалось вплоть до династии Шан.
В пользу этого соответствия говорит то, что в центральном здании Храма Неба, в крыле под названием Императорский Свод Неба, на троне Хуантянь Шанди хранится «Скрижаль Духа» с именем Юаньши Тяньцзунь. Во время ежегодного жертвоприношения Император переносил эти скрижали в северную пристройку Храма Неба, в место, называемое Молитвенным Залом Хорошего Урожая, и клал их на этот трон.
В даосской литературе также упоминается концепция «один в трех»:
Тао Те Цзин
Тао породило Одно;
Одно породило Два;
Два породило Три;
Три породило Все.
ДРЕВНИЙ СИМВОЛИЗМ ШАНГДИ
Многие из первых логограмм Шангди содержат определенные Божественные подсказки.

Например, здесь показана диаграмма высших чакр и души. Корона представлена между Третьим глазом и задним расширением, сходясь в Шестой. Три канала души представлены с трех сторон.
Известно, что первоначально этому Богу поклонялись как человекоподобной фигуре, а затем в китайской культуре он стал бесплотным и в конце концов стал считаться Тянь - небесным порядком и мандатом, а также царством ушедших. Смещение акцента на Тянь в китайской культуре, похоже, происходит параллельно с растущим акцентом на монотеизм во многих частях планеты.
ЗВЕЗДНЫЙ СУДЬЯ
В «Каноне Яо» ясно сказано, что Шангд-Ди приказал придворным делать астрологические расчеты и дал им знания о звездах. Благодаря его вмешательству были рассчитаны времена года, что является важной связью с его покровительством всему сельскому хозяйству:
Канон Яо
克明俊德,以親九族。九族既睦,平章百姓。百姓昭明,協和萬邦。黎民於變時雍。乃命羲和,欽若昊天,曆象日月星辰,敬授人時。
Он смог прославить свою высокую добродетель, и девять сословий его рода стали гармонично сочетаться. Различные военные головы были упорядочены, а простолюдины преобразованы. Результатом этого стало всеобщее согласие. Он повелел Сихэ и Хэ с благоговением наблюдать за широкими небесами и вычислять движения и появления солнца, луны, звезд и зодиакальных пространств, а затем с почтением донести до людей границы времен года.
ЖЕЛТЫЙ ИМПЕРАТОР (ХУАНГДИ)
Фигуры Желтого императора (Хуандги) и связанного с ним верховного Божества по имени Тайи, которое часто приравнивалось к нему, начинают появляться примерно в период Воюющих государств.
В то же время многие ученые начали антропоморфировать Бога в человекоподобную форму в связи с рационалистическими тенденциями того времени. Один из ученых XX века, Ян Куань, справедливо утверждал, что Желтый Император был представителем Шанди, что сегодня является позицией большинства ученых. Это также является правдой.
Желтый император представлен как центр космоса. Он также упоминается как идентичный карающему и разрушающему « Богу Грома» по имени Лейшен, которому придается характерный, ужасающий вид, похожий на японского Райдзина. Иногда буддисты приравнивают его к Индре в образе Сакры.
Творение - Его Божественная прерогатива, наряду с управлением колесом мира, которое проявляет все формы Божественного порядка в физической реальности. Он также является покровителем бессмертия и высшего сознания, известен как «Четырехликий Бог» - так называют Брахму в китайском языке.

С другой стороны, ему также дана ярко выраженная человеческая история, в которой он одновременно и государь, и человек, переживающий апофеоз. Он был расположен как третий государь китайцев. В этом воспоминании он был человеком по имени Сюаньюань, рожденным Шаодянем (возможно, отсылка к Сатурну и Кроносу). Он победил злого духа Чиоу и несправедливого правителя Шэньнона с помощью стратегии:
Записи великого историка Сима Цяня
軒轅乃修德振兵,治五氣,藝五種,撫萬民,度四方。。。
有土德之瑞,故號黃帝。
...поэтому они обратились к Сюаньюаню, который практиковал добродетель, собрал своих людей, управлял пятью стихиями, выращивал пять видов зерна, умиротворил народ и обошел все части своей страны.
[...]
Было благоприятное предзнаменование энергии Земли, и поэтому его прозвали «Желтым Императором».
Более поздние предания связывают Хуанди с поисками бессмертия: в одном из рассказов говорится о том, что он принял «крем из белого нефрита» (白玉之膏), волшебный эликсир, который, как мы знаем, является росой шишковидной железы, чтобы достичь вечной жизни.
Даосские алхимики рассказывали о том, как Хуанди использовал магические «Девять Эликсиров» или употреблял нефритовую эссенцию, чтобы вознестись на Небеса, объединяя его миф со своими поисками трансцендентной жизни. Почитание эзотерической мудрости Желтого Императора прослеживается во многих приписываемых ему даосских писаниях (как подлинно древних, так и апокрифических). Как уже отмечалось, его именем были названы тексты по медицине (Внутренний канон), военной стратегии, фэн-шуй и талисманам, подразумевая, что он открыл человечеству сакральное знание.
Записи великого историка Сыма Цяня
官名皆以云命,为云师。置左右大监,监于万国。万国和,而鬼神山川封禅与为多焉。获宝鼎,迎日推厕。举风后、力牧、常先、大鸿以治民。顺天地之纪,幽明之占,死生之说,存亡之难。时播百谷草木,淳化鸟兽虫蛾,旁罗日月星辰水波土石金玉,劳勤心力耳目,节用水火材物。
Его чиновники носили имена облаков, и его называли «Владыкой облаков». Он назначал левых и правых Великих Владык для надзора за мириадами государств. Когда в мириадах государств наступал мир, он совершал многочисленные жертвоприношения духам, горам и рекам, а также ритуалы Фэн и Шан. Он приобрел драгоценный треножник и вычислил календарь, наблюдая за солнцем. Для управления народом он назначил Фэн Хоу, Ли Му, Чан Сяня и Да Хуна.
Он следовал принципам Неба и Земли, постигал тайны скрытого и видимого, изучал теории жизни и смерти, выживания и опасности. Он сеял сто злаков и выращивал растения, одомашнивал птиц, зверей, насекомых и рыб, управлял солнцем, луной, звездами, водой, землей, камнями, металлами и нефритом. Он усердно трудился сердцем, силой, глазами и ушами и практиковал бережливость в использовании воды, огня и других материалов.
Конфуцианские ученые причисляли Хуанди к мудрым древним царям-мудрецам, являвшимся примером добродетели. Хотя конфуцианство традиционно более явно восхваляло Яо и Шуня из «Трех государей» и «Пяти императоров», Хуанди тоже считался образцом благожелательного правления и нравственного лидерства. В тексте эпохи Хань, приписываемом Конфуцию, восхваляется непреходящее влияние Хуанди: "Когда Желтый Император был жив, люди процветали сто лет; после его смерти они почитали его дух сто лет; после того как его дух исчез, они все еще следовали его учениям сто лет. Поэтому люди говорят, что он правил триста лет".
Таким образом, в классических текстах Хуанди был универсальным символом: Конфуцианцы изображали его как гуманного царя-мудреца, даосисты - как просветленного бессмертного и источник тайных знаний, а легалисты-даосисты - как образец просвещенной власти, балансирующей между строгим управлением и космическим Дао. Эти разнообразные интерпретации в сочинениях Воюющих государств и Хань удерживали Желтого Императора в центре культурной памяти Китая, каждая школа закрепляла свои идеалы в его легендарной личности.
Хотя Нефритовый Император получил первенство в первом тысячелетии нашей эры, к концу Цин многие китайские националисты возводили Желтого Императора в ранг националистического и расового символа в своем стремлении к освобождению от маньчжурского правления. Реформисты называли Хуанди «прародителем китайской расы». Ему было посвящено множество произведений искусства. Ежегодные подношения и памятные мероприятия в мавзолее Желтого императора (黃帝陵) были одобрены как выражение патриотизма и почтения к китайскому наследию, показывая, как сохраняется его мифический дух.
НЕФРИТОВЫЙ ИМПЕРАТОР (ЮДИ)
С течением времени и сменой правителей акцент в Китае все больше смещался в сторону изображения Нефритового Императора во времена династий Тан и Сун. Символика может быть связана с тем, что Желтый Император проглотил нефрит, чтобы стать божественным существом. Популярность культа нефрита побудила династию Сун прямо назвать Нефритового Императора официальным олицетворением Бога Неба.
Согласно популярной танг-сонгской легенде, Нефритовый Император был смертным принцем доисторического царства, прославившимся своей исключительной доброжелательностью и мудростью. Отказавшись от трона, чтобы жить среди людей и практиковать сострадание, этот принц провел бесчисленные калпы (эоны) в аскетическом культивировании Дао, постепенно поднимаясь на духовные уровни.
После 3 200 великих эонов практики он достиг Золотого Бессмертия и титула «Чистый и Спокойный Просветленный Царь». Поздняя мифология даже синкретизировала двух императоров: по одной из версий, Желтый Император вознесся и стал Нефритовым Императором.
Тем не менее, в некоторых китайских работах, враждебно относящихся к даосизму и к тому, как он интерпретировался в правлении китайских императоров на протяжении веков, фигура Нефритового Императора подвергается нападкам и осмеянию как глава жесткой даосской идеологии, не знающий о божественном символизме, которым он управляет.
Путешествие на Запад
玉皇大帝,统御三界,掌管天庭。
Нефритовый Император управляет Тремя царствами и контролирует Небесный Суд.
Нефритовый Император также постоянно упоминается как министр или секретарь Юаньши Тяньцзуна, который передал ему контроль над небом и временем. Одним из главных элементов мифа о Нефритовом Императоре является его противостояние с источником великого зла, подобно Зевсу и Тифону, о которых рассказывается в некоторых даосских текстах.
Когда он обжигал землю, чтобы сделать ее более пригодной для жизни людей, и отгонял различных чудовищ, Нефритовый Император увидел злое сияние, исходящее от Небес, и понял, что что-то не так. Он вознесся и увидел, что злая сущность слишком сильна, чтобы Боги могли ее остановить. Нефритовый Император бросил ему вызов, и они сразились. Горы сотрясались, а реки и моря низвергались. Его глубокая и истинная культивация души сияла - именно доброжелательность, а не чистая сила, привела Нефритового императора к победе. После того как злая сущность была повержена, ее армия была рассеяна богами и демонами.
У Нефритового императора и его супруги Королевы-матери Запада семь дочерей, известных как Семь фей - аллюзия на чакры:
Красный жакет
Синий жакет
Белый жакет
Черный жакет
Фиолетовый жакет
Желтый жакет
Зеленый жакет
СИМВОЛИЗМ ЮДИ
Китайские портреты, как правило, очень символичны и изобилуют богатыми деталями. Одежда на этих портретах многое говорит о ранге и долге. Иными словами, весь символизм, представленный в образе Нефритового Императора, имеет определенную причину - и вовсе не произвольную.
На портретах Нефритовый Император почти всегда восседает на величественном троне, символизирующем его владычество над космосом, не отличаясь от Зевса. Этот трон часто изображается как Трон Дракона, по аналогии с резиденцией китайских императоров. Драконьи мотивы обычно украшают трон - резные драконы, обвивающиеся вокруг сиденья или его спинки, - чтобы сообщить, что это место верховного правителя. Он един с Небесами и Землей.
На его голове - миань (冕冠), прямоугольная императорская корона с плоским бортом и свисающими бисерными занавесками. Корона Нефритового императора изображена с двенадцатью нитями бус, драпирующимися спереди и сзади. Двенадцать или тринадцать нефритовых бусин представляют двенадцать зодиакальных знаков и месяцев года, а тринадцать - духовное завершение. На некоторых изображениях миань имеет округлую форму на квадратном основании, представляя квадратный план Земли.
Над короной изображен золотой дракон, смотрящий на зрителя, с шестью другими грозными драконами по бокам. Мотив дракона олицетворяет главенство императора в небесах, а также змею кундалини, бьющую в коронную чакру. Иногда Солнце и Луна изображаются как ида и пингала, что в целом связано с этим змеиным символом. Дуалистический, симметричный образ кисточки одежды также связан с двойной функцией Зевса, выражающего Сатью, а также представляющего само Дао.
На заднем плане портрета Нефритового Императора часто изображены разноцветные и стилизованные облака. В китайском искусстве облака - повсеместный символ неба и благоприятной судьбы. Слово «облако» является омофоном слова «удача». Нефритовый Император восседает и возвышается в материи космоса. Поэтому фон не является пустым пространством. Он наполнен ци Неба, движущимися облаками и небесными энергиями, символизирующими даосский миропорядок, который контролирует Нефритовый Император.
Они также обозначают гармонию инь-ян в космосе. Облака образуются из слияния воды (инь) и воздуха (ян) - идеального природного баланса. Часто облака рисуют в пяти благоприятных цветах (сине-зеленый, красный, желтый, белый, черный), которые соответствуют пяти элементам.
Обстановка вокруг трона подчеркивает, что эта сцена происходит в Небесном дворце. В традиционном искусстве могут быть изображены такие архитектурные элементы, как небесные колонны и витиеватые облака в форме дворцовых парапетов. На некоторых изображениях двор Нефритового Императора показан в открытом зале Небесного Нефритового Дворца. Согласно даосской космологии, он обитает в великолепном дворце на самых высоких небесах, а тронный зал является «административным центром космоса».
ГОРА ТАЙ
Гора Тай (Тайшань) в Китае, также известная как Спокойная гора, находится в восточной половине провинции Шаньдонг. Эта гора, расположенная к северу от города Тайань, считается самой священной и святой из всех пяти Священных гор Китая. Династия Шан впервые начала проводить на этой горе определенные обряды, посвященные Шанди, которые стали известны как жертвоприношения Фэн и Шан, которых неукоснительно придерживались все великие владыки и монархи Китая с тех пор.
И по сей день, пережив иконоборчество Культурной революции, здесь находится вершина, известная как Пик Нефритового Императора. В китайских летописях также записано, что на пик поднимался Желтый Император. Смысл двойных обрядов, связанных с божественностью, заключался в том, чтобы показать союз Неба и Земли. Любой император, происходивший из другой семьи или внесший выдающийся вклад, получал от богов благоприятные «знаки удачи» и мог отправиться на гору Тай, чтобы сообщить о своем успехе и поблагодарить Небеса за дарование ему трона. Так возникла традиция церемонии на горе Тай.
Даже полное объединение Китая было провозглашено Цинь Ши Хуанди с церемонией на вершине, возведя гору в ранг уникального национального значения. Известно, что он позаимствовал эту процедуру у первоначального государства Цинь. Это привело к появлению поговорки:
泰山安則天下安
Если гора Тай стабильна, то стабильна и вся страна.
Интересно, что всего гору посетили 72 императора. Одно событие указывает на ее чрезвычайную важность: эмиссары Японии, Индии, персидского двора в изгнании, Когурё, Пэкче, Силла, турков, Хотана, кхмеров и халифата Омейядов - все они имели представителей на жертвоприношениях Фэн и Шан, проведенных императором Гаоцзуном из Тан в 666 году на горе Тай.
От Красных ворот у подножия горы до Южных небесных ворот на вершине также насчитывается около 6 660 каменных ступеней, которые поднимаются по склонам горы.
За многие годы на горе были сделаны сотни тысяч надписей. Она стала известна как уникальное по силе воздействия место для медитативных практик. Многочисленные и разнообразные группы людей приходили на вершину, чтобы отправлять свои религиозные обряды. Здесь было построено не менее 22 известных храмовых комплексов.
К сожалению, Культурная революция привела к катастрофе для священных реликвий горы: фанатичные красногвардейцы уничтожили 10 000 кубометров камня. Этот инцидент должен был показать враждебность некоторых программ по отношению к Зевсу во всем мире. С тех пор прилагаются огромные усилия, чтобы исправить эту ошибку.
БИБЛИОГРАФИЯ
The Book of Documents (尚书)
Records of the Grand Historian, Sima Qian
Tao Te Ching, Lao Tzu
玉皇大帝脖子上佩戴的神秘物品:详解及其象征意义 (Таинственный предмет, надеваемый на шею Нефритового Императора), Suo Yao, Anquan
玉皇大帝的冠冕:揭秘其服饰中的象征意义与历史渊源 (Корона Нефритового Императора), gxbhxww
Imperial Dragon, American Museum of Natural History
The Jade Emperor and Indra(s), The Ancient Tradition
Ancient Chinese ‘Five Colors’ Theory: What Does Its Semantic Analysis Reveal. Essays in global color history: Interpreting the ancient spectrum, V. Bogushevskaya
National Consortium for Teaching about Asia, Shari A. Densel
АВТОРСТВО:
Karnonnos [TG]
apa4s_666 [assistance in Three Pure Ones suggestions, clarification about Sakra]