Имя Сократа является синонимом философии и стремления к истине. Наряду с Пифагором его по праву можно назвать отцом философии в целом. Несмотря на все попытки врагов за последние два тысячелетия уничтожить все следы античности, в истории, пожалуй, нет фигуры, которая оказала бы такое влияние на все дисциплины и школы мысли, что свидетельствует о сиянии его характера и богатстве его ума.
МОЛОДОСТЬ
Он родился в Афинах, когда они находились на пике своего могущества как государство и империя, главная держава Средиземноморья. Семья Сократа происходила из сословия конных аристократов-гиппеев и обладала значительным влиянием в городе, поэтому в детстве он обучался искусствам (mousike). Традиционная история о том, что его отец был скромным каменщиком, разработанная на основе некоторых более поздних источников, является аллегорической.
Мраморная голова Сократа, сделанная по мотивам бронзовой работы Лисиппа
В годы отрочества он был известен как вундеркинд в нескольких областях благодаря этому виду творческого обучения, к которому он вернулся гораздо позже в жизни. В это время философия Анаксагора стала для него чем-то вроде исследования.
В юности Сократ проходил многолетнюю военную службу, необходимую для получения гражданства, в качестве гоплита (тяжело вооруженный пехотинец Древней Греции), который служил афинскому государству в нескольких сражениях. Фактически, Сократ был известен как воин, сражавшийся в битвах далеко за пределами зрелого возраста во время Пелопоннесской войны и позднее.
Когда мне приказали вместе с другими отправиться в Потидею, Амфиполь и Делий, где я, как и любой другой человек, остался на своем посту и подвергся смертельному риску, я поступил как подобает и повиновался городскому начальству.
Однако даже в этот ранний период его сослуживцы отмечали его храбрость и моральную стойкость, когда он отвергал все привычные формы коррупции, связанные с военным делом. Если к Сократу и можно было применить какую-то фразу, так это "лучше умереть с честью, чем жить в бесчестии."
МУДРЕЙШИЙ ИЗ ЛЮДЕЙ
Согласно традиционной истории, друг Сократа Херефон отправился в храм Аполлона. Оракул настоял на том, что Сократ - самый мудрый человек в Греции, повторив то, что произошло с Майсоном за много лет до этого; Сократ считал это невозможным, поскольку чувствовал, что не знает достаточно о многих сферах жизни, особенно о человеческом поведении. С этого момента Сократ посвятил себя делу обретения Мудрости в этой сфере - сфере дел людей.
Ваза Дельфийского оракула
Проникновенно и целенаправленно он сосредоточился на искусстве постижения этой идеи в сфере человеческого поведения, противопоставляя его умозаключениям о Вселенной и космосе, сформулированным Анаксагором и другими предшествующими философами, которые Сократ считал несостоятельными; это стремление к Пути стало для него чем-то вроде замысла жизни - его интересовали причины человеческого поведения и то, как оно согласуется с вечным Благом.
Постигнув неотъемлемый свет своей миссии, на тридцатом году жизни Сократ прошел Элевсинские мистерии, связанные с испытаниями Великой Богини. Полученные им знания о природе души наложили на него дополнительный экстремальный отпечаток. Его способности значительно расширились, и где-то в этот момент Сократ получил определенные знания от Богов через то, что он называл своим « знамением» или даймонионом. Темы смерти и возрождения, преобладающие в переданном ему обряде, оставили глубокий след в его повседневной жизни. Стремление понять, что значит следовать истинной умеренности, какой бы туманной она ни казалась, промелькнуло в его сознании.
Хотя традиционно считалось, что Сократ не обладает значительной властью как странствующий философ, на самом деле он был в некотором роде влиятельным игроком в афинской политике. Должность, которую он занимал в афинском буле, была эквивалентна сенаторскому званию, поэтому его решения имели определенную силу. Будучи весьма заметной фигурой, он также приобрел множество последователей среди афинян и в разных частях света благодаря блеску и красоте, которые его имя несло по всему миру, и все это несмотря на общую скромность его образа жизни и отсутствие физической школы для преподавания его идей.
Сократ стремился передать афинскому обществу основную мудрость Богов, поощряя то, что, по его мнению, было ближе к благочестию. Его беспокоило то, что он нарушил кратчайший путь к становлению благородной души. Призвание этого пути он противопоставлял аппетитам обычных афинян, одержимых нивелирующим духом демократии, суевериям вокруг Богов, излишествам в материальной жизни, жестокости по отношению к врагам Афин, а зачастую и просто общей распущенности.
Известно, что он прогуливался по Большой афинской агоре, подходя к сильным мира сего, покупающим предметы роскоши, и задавая вопросы наподобие: «Это то, что вам нужно?»
С сомнением относясь к характеру афинского общества в том виде, в котором оно существовало, и к тому направлению, в котором оно двигалось, он неоднозначно относился к интригам богатых и влиятельных людей, окружавших его в правительстве. В то время, когда Сократ начал приобретать известность, Афины укрепляли свою власть и престиж во всех областях благодаря правлению Перикла, так называемый век Перикла. Хотя Перикл вызывал у него определенное уважение, Сократ был не в восторге от духа эпохи. В одном из своих диалогов, «Критий», он выражает сомнение в методах, с помощью которых такие политики, как Перикл, добивались власти, считая ораторов и демагогов отчасти незаконным призванием, основанным на обмане.
В это время вместо Протагора и Анаксагора, быстро ставших легендарными, в Афинах появились философы, известные как «софисты», некоторые из которых были шарлатанами и получали непомерные деньги за то, чтобы люди просто получили базовые знания. Другие просто приводили аргументы с использованием риторических трюков, чтобы запутать людей: их идеи часто вводили в заблуждение. Сократ противостоял менее щепетильным из этих людей и выбирал своих учеников, прозревая их истинный потенциал, независимо от их первоначального происхождения. Именно эта неспособность быть развращенным стала причиной того, что он приглянулся многим жителям Афин и других стран.
МЕТОД СОКРАТА
Метод Сократа - это форма совместного аргументированного диалога, в котором используются вопросы для стимулирования критического мышления и выявления основополагающих предположений. Метод предполагает, что преподаватель или собеседник задает респонденту ряд вопросов с целью уточнить или разрушить его убеждения путем аргументированного исследования. Вместо того чтобы напрямую передавать знания, Сократ задавал уточняющие вопросы.
Обмен - важный элемент сократовского метода. Сократ настаивал на том, что в каждом диалоге он выступает в качестве участника, чтобы узнать больше. Например, в диалоге «Шармид» он обсуждает понятие софросина - божественное качество, связанное с усмирением ума и поступков. Например, в этом диалоге, который он ведет с Критием и афинским юношей, наиболее известным ему как воплощение всех качеств софросина, он обсуждает несколько вариантов и определений этого термина, прежде чем зайти в тупик и признать, что не имеет ни малейшего представления о том, что такое софросин.
В другом диалоге, «Ион», Сократ сталкивается с рапсодом (одним из исполнителей эпических поэтических произведений в Афинах) по имени Ион из Эфеса, который утверждает, что проникает в писания Гомера, но не может рационально объяснить, почему ему это удается, поскольку у него нет опыта по теме «Илиады». Беспрестанно задавая вопросы, Сократ намекает, что в его даре нет ничего особенно рационального, и такое творчество - это вопрос обращения к божественному.
Диалектический процесс таких диалогов часто приводит к апории - состоянию недоумения или осознания незнания, которое Сократ считал началом подлинного философского прозрения.
Сократ с Алкивиадом: Афинская школа, Рафаэль
У Сократа были определенные разногласия с его единомышленниками, такими как Аристипп, который считал самообладание перед лицом роскоши высшим путем. Эти философские разногласия между Сократом и вдохновленными им людьми демонстрируют безграничность путей приближения к Богам, контрастируя с сектантскими конфликтами из-за теологических придирок и моральных угрызений, заканчивающимися массовыми убийствами, которые впоследствии станут характерны для христианского периода.
В этих диалогах также присутствуют определенные уровни таинственности и высказывания, которые можно истолковать очень глубокомысленным образом, касающимся вопросов мироздания. Некоторые из них были написаны самим Сократом, другие - Платоном, перефразировавшим слова своего учителя.
СЛАВА
Дни славы Афин были действительно недолгими, поскольку Пелопоннесская война, спровоцированная Спартой, привела к катастрофе для афинской гегемонии и многочисленным переворотам против демократии. Сократ доблестно сражался в битвах при Потидее, Делиуме и Амфиполе, служа афинскому государству, но все же отказался поддержать идеологию демократического строя.
Впоследствии, во время войны, философ вызвал враждебное отношение к себе из-за связи его идей с некоторыми событиями, связанными с ослаблением могущества Афин. Алкивиад был одним из самых видных соратников Сократа: он отделился от советов Сократа и стал крупной фигурой в афинской политике. Склонный к распутству и не отличавшийся особой лояльностью, он стал предателем, служившим Спарте, переметнулся к персам и в конце концов совершил переворот в Афинах, добиваясь новых военных побед над своими бывшими союзниками.
В битве при Нотиуме все это было резко прервано, и демократия вернулась в Афины в полном хаосе, но при этом город лишился самых способных военачальников, связанных с хитрым Алкивиадом. Эти обвинения усугублялись тем, что два других ученика, Критий и Харикл, вскоре стали печально известными правителями после расставания со своим учителем.
Поэтому обвинения продолжали преследовать Сократа. Например, после победоносной битвы при Аргинусах, где из-за бури утонуло несколько трирем, афинское руководство и народные массы пожелали предать смерти восемь генералов, не справившихся со своими обязанностями: Сократ выступил против этого и назвал это незаконным действием, из-за которого руки афинян будут в крови.
Благодаря великолепному руководству Лисандра из Спарты, Афины потерпели сокрушительное поражение в битве при Эгоспотамах. Союзники Спарты даже угрожали навсегда разрушить и сровнять город с землей. Однако Спарта просто превратила Афины в марионеточное государство и установила диктатуру, известную теперь как Тридцать тиранов, которую неформально возглавил Критий. Он стал одним из самых печально известных тиранов Афин и жестоко казнил тысячи людей, против чего выступал Сократ. Из-за его громких выступлений Критий даже подверг Сократа цензуре, приняв ряд нелепых законов.
Вскоре Критий был свергнут в результате очередной вспышки насилия. Когда афинская демократия была восстановлена, Сократ продолжал выступать против природы афинской демократии так же яростно, как он нападал на Тридцать тиранов. В результате некоторые влиятельные люди в Афинах, такие как Анит, самодержец, который был убежденным сторонником демократии и эгалитаризма, стали относиться к Сократу с подозрением.
Другие афиняне, которые впали в светский образ жизни, характеризующийся игрой во власть, чувствовали угрозу со стороны Сократа, настаивавшего на общении с Богами: его взгляды на то, что действительно является божественным, и очевидный жестокий упадок Афин заставляли их чувствовать беспокойство за свои должности, имущество и покровительство. Кроме того, очевидная связь сократовских идей с предательством Алкивиада и тиранией Крития казалась некоторым веской причиной для осуждения Сократа.
Помимо многих других причин, это привело к тому, что Сократа быстро предали суду через государственных осведомителей. Его обвинили в том, что он ввел новых Богов, не разрешенных Афинами, развращал молодежь и подрывал институты. Сократ доблестно защищался, выступая в качестве собственного адвоката. Когда его обвинили в том, что он развратил Крития и Алкивиада и они стали тиранами, Сократ ответил, что на самом деле их развратили сами Афины.
Зная, что в его углу находятся очень влиятельные люди, он мог сбежать в любой момент, но решил покориться судьбе, чтобы подать пример всем последующим поколениям. Больше ничего нельзя было узнать, спросить или сказать.
Окруженный своими любимыми последователями, он принял отравленную чашу и отошел в вечность.
Смерть Сократа, Жак-Луи Давид
Сократ получил определенную популярность в эллинистическом мире после своей мученической смерти, однако основное распространение его диалоги получили во время завоеваний Александра и среди некоторых влиятельных римлян, принявших определенные обряды. По тому, как Александр Македонский вел завоевательные походы, видно, что он жестко придерживался идей республики.
КСАНТИППА
Ксантиппа была женой Сократа. Как и все, за что брался великий философ, Ксенофонт утверждает, что Сократ выбрал ее, поскольку она была самой трудной, остроумной и вспыльчивой женщиной в Афинах, известной тем, что вызывала общественные споры и отвергала философов как праздных пустозвонов, так что, по мнению многих, просто находиться рядом с ней было тяжелой задачей. Она также была очень независимой и не стремилась выполнять типичную роль.
Однако Сократ был амбициозен и отделился от пути многих мужчин, которые выбирают легкость или роскошь в самых интимных вопросах. Философия для него воплощалась в общении с женой. Его стремление понять нравственность и характер людей распространялось даже на самую частную сферу в свадьбе Ксантиппа, иногда с довольно комичными последствиями:
Когда Ксантиппа сначала отругала его, а потом облила водой, он ответил: «Разве я не говорил, что гром Ксантиппы закончится дождем?».
По другому рассказу Афинея, она разбила торт, который Алкивиад послал своему хозяину, а Сократ в ответ сказал: «Ну, теперь и ты ничего не получишь».
Сократ, его две жены и Алкивиад, Рейер ван Бломмендаль
И все же, едва ли понятный другим, он разглядел за непредсказуемым темпераментом Ксантиппы утонченность ее ума и блеск вечной верности. Демонстрируя свою вечную любовь и заботу друг о друге, именно она была с ним и рядом, оплакивая сложившуюся ситуацию.
Его новаторский подход к женщинам обобщен в параллели с женой:
ἡ δὲ λαμβάνουσα ἅμα τε ὠρχεῖτο καὶ ἀνερρίπτει δονουμένους συντεκμαιρομένη ὅσον ἔδει ῥιπτεῖν ὕψος ὡς ἐν ῥυθμῷ δέχεσθαι αὐτούς.
Καὶ ὁ Σωκράτης εἶπεν· Ἐν πολλοῖς μέν, ὦ ἄνδρες, καὶ ἄλλοις δῆλον καὶ ἐν οἷς δ᾿ ἡ παῖς ποιεῖ ὅτι ἡ γυναικεία φύσις οὐδὲν χείρων τῆς τοῦ ἀνδρὸς οὖσα τυγχάνει, γνώμης δὲ καὶ ἰσχύος δεῖται. ὥστε εἴ τις ὑμῶν γυναῖκα ἔχει, θαρρῶν διδασκέτω ὅ τι βούλοιτ᾿ ἂν αὐτῇ ἐπισταμένῃ χρῆσθαι.
Καὶ ὁ Ἀντισθένης, Πῶς οὖν, ἔφη, ὦ Σώκρατες, οὕτω γιγνώσκων οὐ καὶ σὺ παιδεύεις Ξανθίππην, ἀλλὰ χρῇ γυναικὶ τῶν οὐσῶν, οἶμαι δὲ καὶ τῶν γεγενημένων καὶ τῶν ἐσομένων, χαλεπωτάτῃ;
Ὅτι, ἔφη, ὁρῶ καὶ τοὺς ἱππικοὺς βουλομένους γενέσθαι οὐ τοὺς εὐπειθεστάτους ἀλλὰ τοὺς θυμοειδεῖς ἵππους κτωμένους. νομίζουσι γάρ, ἢν τοὺς τοιούτους δύνωνται κατέχειν, ῥᾳδίως τοῖς γε ἄλλοις ἵπποις χρήσεσθαι. κἀγὼ δὴ βουλόμενος ἀνθρώποις χρῆσθαι καὶ ὁμιλεῖν ταύτην κέκτημαι, εὖ εἰδὼς ὅτι εἰ ταύτην ὑποίσω, ῥᾳδίως τοῖς γε ἄλλοις ἅπασιν ἀνθρώποις συνέσομαι.
Καὶ οὗτος μὲν δὴ ὁ λόγος οὐκ ἀπὸ4 τοῦ σκοποῦ ἔδοξεν εἰρῆσθαι.
Она [девушка-танцовщица] взяла их и, танцуя, подбрасывала в воздух, рассчитывая, как высоко их подбросить, чтобы поймать в правильном ритме.
И Сократ сказал:
"Во многом, господа, и особенно в том, что делает девушка, очевидно, что женская природа ни в чем не уступает мужской - ей не хватает только рассудительности и силы. Поэтому, если у кого-нибудь из вас есть жена, пусть он с уверенностью обучает ее всему, в чем хочет, чтобы она была искусна".
Тогда Антисфен сказал:
"Ну что ж, Сократ, - сказал он, - если ты так думаешь, то почему бы тебе не воспитать Ксантиппу? Вместо этого ты живешь с женщиной, которая, как мне кажется, является самой трудной из всех женщин - прошлых, настоящих или будущих".
Сократ ответил:
"Потому что я вижу, что те, кто хочет стать искусным наездником, выбирают не самых послушных лошадей, а энергичных и напористых. Они считают, что если справятся с такими, то легко справятся и с любыми другими лошадьми. Точно так же и я хочу иметь дело с людьми и общаться с ними, поэтому я решил жить с ней, прекрасно понимая, что если я смогу выдержать ее, то мне будет легко общаться с любым другим человеком".
И этот ответ был признан небезосновательным. 3
Она также была матерью их трех сыновей: Лампрокла, Софрониска и Менексена. Когда Алкивиад спросил философа, почему он терпит ее буйство, и сказал, что терпит крики гусей только потому, что они дают ему яйца, Сократ ответил, что Ксантиппа - мать, которая родила ему детей.
НЕЗАКОННОЕ ПРИСВОЕНИЕ
Не стоит шокироваться тем, что жизнь Сократа была в значительной степени украдена и присвоена для вымышленного бреда об иисусе христе, и даже средневековые ученые считали это вполне вероятным. Такое присвоение было намеренным психологическим оружием в Риме позднего периода.
Католическая церковь надолго закрепила за Сократом установки на отказ от жизни, недовольство и полное лишение себя всего - модель идеального монаха-отшельника. Хотя некоторые христиане, например Тертуллиан, считали всю греческую философию никчемной, различные авторы считали сократовские взгляды префигурацией христианства и восхваляли Сократа за то, что он осквернил языческие верования.
Если внимательно вчитаться в тексты, Сократ говорит, что нужно предаваться еде, питью, сексу, общественным делам, роскоши и прочему, когда это необходимо телу, а не делать это так, чтобы бесконечно отвлекаться от божественного. Будучи сам образцовым солдатом, он также подробно рассказывает в «Республике» о цели войны и насилия, которая заключается в воспитании добродетели и сплоченности государства.
Сократ никогда не поступал так, как поступает Назарянин. Каждая его аллюзия - это вопрос, а не догма.
Многие из этих вопросов в современном мире просто перевернуты с ног на голову. В отличие от агрессивных и воинственных взглядов афинян, надувшихся силой, западные люди с приходом христианства встали на путь бесконфликтности, самоуничтожения и поклонения слабости. Поэтому критики западного общества, такие как Ницше, направили определенную порцию яда на Сократа, основываясь на ошибочном восприятии Сократа как идола жизнеотрицания, особенно в викторианском контексте.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 - Crito, 52b
2 - Жизнь выдающихся философов, Диоген Лаэрций
3 - Xenophon, Symposium
Ion
Charmides (Platonic dialogues)
Memorabilia, Xenophon
БЛАГОДАРНОСТИ:
[TG] Karnonnos