Маат — Египетская Богиня порядка, закона, гармонии, равновесия и истины. Она была одним из самых важных Божеств египетского пантеона и имела далеко идущий символизм, который пронизывал все слои общества великой цивилизации Нила. Она считалась Божественным представителем правовой системы в целом, а также распорядительницей времен года, движения звезд и других аспектов, запечатленных в самой природе.
В сердце египетского права была Маат, многогранный термин, охватывающий справедливость, истину, порядок и равновесие. Маат была не просто этическим идеалом, но Божественным принципом, обеспечивающим функционирование вселенной. Говорили, что Фараоны «делают Маат» и «живут по Маат», а Богиня с таким именем появляется на рельефах храмов, надписях на гробницах и в юридических контекстах как живой символ всего, что она охватывала.
[Маат] был принципом правильного порядка, по которому жили Боги и который люди признавали необходимым на земле и обязательным для себя.
—М. Лихтхайм
Согласно Египетской космологии, Богиня Маат существовала с самого начала времен и была создана Богом-Творцом (Атумом или, чаще всего, Ре) для обеспечения гармоничного функционирования вселенной. Она олицетворяла естественный порядок, сдерживавший хаос (изфет). В мифе о сотворении мира Гелиопольской Эннеады Маат неявно присутствовала как принцип, структурировавший мир после первозданного хаоса Нун.

Маат была тесно связана с Богом Солнца Ре, и ее часто описывали как его дочь. Она сопровождала Ре на его солнечном корабле, когда он путешествовал по небу и подземному миру, защищая его от змея хаоса Апофиса. Ее функция как хранительницы всего морального порядка была подчеркнута в этой роли, и на изображениях эпохи Рамсеса часто показан Бог Солнца, держащий перо своей дочери.
Эта идея более абстрактно напоминала о космическом порядке. В представлении египтян Маат контролировала механизмы смены сезонов, движение звезд и состояние воздуха. Теология Нового царства представляла Маат как принцип порядка, сопровождающий Солнце, отсюда ее крошечная, но важная фигура на лодках подземного мира.
Маат была одной из самых заметных Богинь на публичных церемониях. Ее иконография стала заметной в эпоху после Хоремхеба и достигла пика популярности во времена Фараонов династии Рамсесов, когда Египет восстанавливался после безбожной политики Эхнатона. Ее образ оставался адаптируемым на протяжении всего развития египетской цивилизации.
Возможно, неудивительно, что сцены, в которых она изображена, часто происходят в королевском контексте, например, в храме Сети I и при дворе Тутмоса I. Иконография Нового Царства, использующая ее символику для укрепления порядка, явна и ясно намеренна. Расширение Рамсесом III своего храма в Карнаке демонстрирует Богиню во многих сценах, обращенных к зрителю, в Первом дворе. Кроме того, ее иконография присутствует в гробницах Мернептаха, Сети I, Туосрета, Рамсеса III, Рамсеса IV, Рамсеса VI, Рамсеса VII, Рамсеса IX и Шошенка III.
Тонким аспектом Маат была относительная пассивность и почтение Богини по отношению к порядку, которым она управляла. Маат была представлена в церемонии Взвешивания сердца. Ее также часто изображали связывающей Богов или Фараона с получателем ритуала. В «Амдуате» и «Книге Ворот», нарисованных на стенах королевских гробниц, маленькая стоящая или сидящая Маат едет на носу или идет перед лодкой Ре, гарантируя космический порядок даже во время ночного путешествия.
Маат, наряду с Тотом и Сешат, была назначена одним из Главных Божеств писцов (сеш) в Египте.
В повседневных делах Египет управлялся в соответствии с юридическими обычаями. Ключевую роль играли писцы. Незначительные аспекты права, помимо закона о смертной казни и закона Фараона, не были идентичны современным правовым системам. Споры на местном уровне разрешались в арбитражном порядке с учетом обстоятельств, касающихся вовлеченных лиц. Если решение этих мелких арбитражных судов не устраивало истца, он мог обратиться в вышестоящие суды, где действовали центральные или столичные своды законов, контролируемые визирем.
Закон был тщательно записан в египетской бюрократии задолго до того, как писцы Китая и ранних современных обществ Европы начали делать то же самое. Сохранились тысячи юридических документов, многие из которых происходят из деревни Дейр-эль-Медина, где рабочие хранили подробные контракты и протоколы судебных заседаний; папирус Уилбора, в котором перечислены земельные и налоговые обязательства; папирусы Эббота и Амхерста, в которых подробно описаны расследования о грабежах гробниц; а также многочисленные документы о браках, разводах и усыновлениях позднего периода и эпохи Птолемеев.
Писари также следили за тем, чтобы не происходило злоупотребления властью, и стали важными посредниками между классами, которые поддерживали связь с центральными судами. В некотором смысле, писцы и письменность стали «связующим звеном» между различными классами Египта.
Сравнение Богини справедливости с правовой системой было настолько сильным, что высшим светским судьей Египта был визирь, официально называемый Жрецом Маат.
Судьи также носили страусиное перо. Судьей Высшего суда был сам Фараон, который также клялся соблюдать Маат, но делегировал эту обязанность.
В своей «Истории» (книга I) Диодор Сицилийский дал подробное описание египетских судебных практик, существовавших в римский период. Он писал, что перед началом судебного заседания главный судья надевал золотую цепь, на которой висела небольшая фигурка из драгоценного камня, называемая «Истина». Судебные разбирательства начинались только после того, как судья надевал этот символ Богини, означавший, что правосудие может быть осуществлено только в присутствии силы Маат.
ἐφόρει δ᾿ οὗτος περὶ τὸν τράχηλον ἐκ χρυσῆς ἁλύσεως ἠρτημένον ζῴδιον τῶν πολυτελῶν λίθων, ὃ προσηγόρευον Ἀλήθειαν. τῶν δ᾿ ἀμφισβητήσεων ἤρχοντο ἐπειδὰν τὴν τῆς Ἀληθείας εἰκόνα ὁ ἀρχιδικαστὴς πρόσθοιτο. τῶν δὲ πάντων νόμων ἐν βιβλίοις ὀκτὼ γεγραμμένων…
ἀμφοτέρων δὲ τῶν ἀντιδίκων τὰ γεγραμμένα δὶς τοῖς δικασταῖς δόντων, τὸ τηνικαῦτ᾿ ἔδει τοὺς μὲν τριάκοντα τὰς γνώμας ἐν ἀλλήλοις ἀποφαίνεσθαι, τὸν ἀρχιδικαστὴν δὲ τὸ ζῴδιον τῆς Ἀληθείας προστίθεσθαι τῇ ἑτέρᾳ τῶν ἀμφισβητήσεων.
[Глава Верховного суда] регулярно носил на шее на золотой цепочке небольшой кулон из драгоценных камней, который они называли Истина (Маат); слушания дел начинались, когда глава Верховного суда надевал кулон Истины. Весь свод законов был записан в восьми томах, которые лежали перед судьями...
И когда обе стороны спора представили судьям письменные заявления в двух экземплярах, тридцать судей должны были высказать свое мнение, а главный судья должен был добавить изображение Истины к одной из двух сторон спора. |
— Глава 75, Книга 1, Библиотека истории, Диодор Сицилийский
СИМВОЛИЗМ МААТ

Маат обычно изображается в виде идеализированной молодой женщины с одним страусиным пером, прикрепленным к ободку. На изображениях в гробницах она представлена с пером в руке, когда выступает в роли посланницы справедливости. Другие Богини, такие как Исида или Нефтис, также могли быть изображены с пером в руке.
Одно из основных символических значений пера связано с астральной проекцией и легкостью средней чакры, а также с легкостью души после покидания физического тела. Богиня является одной из главных правительниц этой части души; ее силы едва ли доступны пониманию.
Перо вызывает образ легкости и изящества Истины. Поскольку оно очень легкое, его можно продвигать куда угодно и везде. Оно также указывает на перо пеликана Тота. Знание — одно из многих орудий Истины. И Маат, и Шу символизировались одним лишь пером, и его название на египетском языке было «shut».
Человек, вершащий правосудие для всех, был изображен с пером страуса, потому что у этой птицы, в отличие от других, все перья одинаковые. |
— Иероглифика, Хораполло
Подобно английскому языку, где слово «light» (свет) имеет любопытное совпадение в значении как веса, так и свойства света, эти два понятия также имели пересекающуюся символику в египетских мистических учениях. Маат считалась Богиней призмы света, которая символически рассеивала всю тьму и невежество.
Являясь символом воскресения, яйца страуса были обнаружены в древнеегипетских и нубийских гробницах в качестве погребальных подношений. Считалось, что скорлупа яиц страуса служила пищей для умерших и, таким образом, символизировала воскресение и вечную жизнь — это верование продолжало проявляться в могилах мусульман. |
Яйцо страуса и его символическое значение в древнеегипетских монастырских церквях, д-р Сара Эль Сайед Китат
Часто она изображается с двумя крыльями, в сходной Исиде манере.
Сцены, на которых Фараон подносит небольшую статуэтку Маат другим Богам, чрезвычайно распространены и широко представлены в сакральной символике вплоть до конца римского периода. Такой тип символизма указывал на то, что правитель Египта демонстрировал, что он поддерживает Истину и соблюдение Законов в своем царстве.
Маат часто отождествляют с Тефнут, которая олицетворяет творческий принцип в формировании мира. В этом образе она изображается как брат Шу, Бога, тесно связанного с Маат и Анубисом. В своем обычном образе она считается матерью Сешат. Символически она изображается как жена Тота, хотя это не соответствует действительности.
МААТ КАК КОНЦЕПЦИЯ
Маат как концепция считалась движущей силой Египетской цивилизации, и в египетских текстах причиной существования цивилизации было продвижение постоянно совершенствующегося и развивающегося мира Маат, который подталкивал людей к Божественному, в отличие от жестокости низшей природы.
Соответственно, механизм Маат воплощал все большее сближение с Богами для тех, кто был избран для этого.
Церемония взвешивания сердца была центральным элементом роли Маат в египетском мировоззрении. В ритуале сердце (ib) осуждаемого человека помещалось на одну чашу весов, а на другую — перо Маат. Осирис обычно изображался как высший арбитр этого процесса. Обычно в оценке процесса участвовали сама Маат, Анубис и Тот, а также Сешат, Мешкенет и другие Боги. Если сердце было тяжелее пера, его бросали пожирающему зверю Аммиту.
Маат часто изображалась в двойной роли, а зал взвешивания сердца часто называли «залом двух Богинь». Причины этого становятся более очевидными, если рассмотреть, как Маат воспринималась в эллинской цивилизации. Ее также сопровождали 42 судьи и Божества более низкого ранга.

Как известно, один из аспектов Маат в виде пера и закона олицетворял легкость чистой души в противовес грязи, грехам и моральным проступкам человека. Тяжесть сердца была связана с свидетельством определенных истин, относящихся к этим сферам жизни, которые Боги всегда могли услышать. Двойной путь здесь был похож на греческие представления о загробной жизни, такие как Тартар и Елисейские поля.
Отвратительные поступки, непостижимое невежество, саморазрушительные излишества и злонамеренность могут сделать сердце тяжелым до такой степени, что оно станет неспособным к искуплению. Путь чистого разрушения без использования принципа созидания был самым простым способом оказаться в пасти Аммита. В этом отражается тесная связь Маат с Исидой (Афродитой), особенно в отношении добродетели
Баланса.
Египетские тексты и учебные пособия, связанные с Богиней, с самого начала неоднократно предупреждают о недопустимости использования страха и чрезмерного насилия для контроля над другими верующими. Это прямо упоминается как злоупотребление Маат, которое сделает тех, кто подвергается такому режиму, невежественными, подвергая опасности не только свою душу, но и души других. Распространение страха и невежества без веских причин было еще одним серьезным преступлением.
В оккультном смысле на пути Зевистов, с духовным очищением, человек становится все более и более легким. Энергия начинает поступать в короннную чакру, когда чакры открываются и энергии текут беспрепятственно. Ощущение прикованности, связанности и тяжести полностью исчезает. Становится возможным полное облегчение в использовании магии. Ощущение легкости символизирует способность с легкостью преодолевать все препятствия и может считаться противоположностью связанности или проклятия.
Тот, кто овладел своей душой и преобразил ее, будет по своему желанию легким, как перышко.
— Таро и духовное преображение, Верховная жрица Максин Дитрих
Однако одним из аспектов Маат, который плохо понимается, является конкретный набор значений, связанных с самосовершенствованием и апофеозом (превращением себя в Бога). Эти значения были искажены, поскольку многие египтологи сопоставили «Взвешивание сердца» с отрывками, содержащими аналогичную символику в библии, где она была искажена и приобрела явно вульгарное и низкопробное значение. Маат также приравнивается к искаженному и ограниченному пониманию кармы в современном индуизме, буддизме и движениях нью эйдж.

Сердце было не только показателем его веса по отношению к грехам, но и целостности органа, выражающего истинную сущность личности и поддерживающего душу в достаточном состоянии, чтобы желать правильного воплощения. В современной культуре такая концепция может быть лаконично выражена в таких стандартных фразах, как «следовать за своим сердцем».
Человек, чьи прихоти полностью контролируются другими, вся жизнь которого состоит из трусости перед лицом злобы и который, кроме того, подвергает опасности ход правосудия, ничего не делая, также может быть признан человеком, погрязшим в изфет и подверженным опасности быть пожранным Аммитом — независимо от того, как мы сейчас к этому относимся.
Поучительные тексты, связанные с Богиней, такие как «Красноречивый крестьянин», демонстрировали правильный способ поведения и не позволяли оставить оскорбление или несправедливость без внимания. Надлежащее возмещение ущерба считалось важной индивидуальной инициативой.
Полностью пассивного человека можно сравнить с микрокосмосом цивилизации, которая серьезно сбилась с пути и стала беззаконной, не используя средства природы для защиты того, что ценно. Каждый человек был обязан поддерживать Маат, не только стараясь воздерживаться от несправедливости, но и не подчиняясь ей без сопротивления.
Здесь следует провести очень важное различие между египетской религией и бесконечным мученичеством христианства и других рабовладельческих вероисповеданий.
Христианство проповедует бесконечную пассивность и проклятие. Неудачники и проигравшие по сути в жизни всегда были идеальными христианами, и ведущие представители нашей современной цивилизации также навязчиво проповедуют самопровозглашенную жертвенность как высший идеал, в то время как использование справедливости для защиты действительно невиновных «прибито к стене», создавая ситуацию, в которой подлинные обиды могут смешиваться с обидами и мелочностью — до такой степени, что многие люди разрываются между противоположными силами. В результате возник хаос.
«Когда ты ложишься, береги свое сердце, ибо в день беды ни у кого нет сторонников».
—Наставление фараона Аменемхата I
«Не позволяй называть себя «идиотом» из-за молчания, когда нужно говорить».
...
«Есть человек, который живет на небольшие средства, чтобы сэкономить, но в результате становится бедным».
—Инсингерский папирус, из книги «Поздняя египетская мудрость в международном контексте», М. Лихтхайм
Однако это относилось не только к таким людям, но даже к тем, кто жил очаровательной и приятной жизнью, полной развлечений, не причиняя вреда никому, но в то же время не делая ничего ни для Богов, ни для себя. Даже это было своего рода ошибочным существованием, если не подвергалось философскому и практическому испытанию пределов жизни.
Самое главное — помимо заблуждающихся и злых индивидуумов из числа врагов — это также относится к аскетам индуизма, даосизма и других религий, которые учат отречению от жизни, стремясь только к полному следованию рабской духовности без движущей силы, стимулирующей развитие. Сами Боги наказали тех немногих, кто сумел достичь высоких уровней, проповедуя полную ненависть к жизни. Египет категорически не принимал подход к духовному развитию, основанный на ненависти к жизни; Черная Земля была цивилизацией жизни.
В этом также заключается код, относящийся к средней чакре, а также к двум знакам Венеры и связанным с ними мирским домам, в частности к 7-му дому. Допустить «любого» — значит подвергнуть сердце десяткам жадных и похотливых рук; но не допустить никого — значит наполнить сердце сожалением и оставить его гнить. Оба сердца, если они переполнены излишествами или лишениями, могут быть пожраны Аммитом или брошены в Озеро Огня.
«Великий Бог по имени Тот установил равновесие, чтобы с его помощью обеспечить справедливость на Земле.
Он поместил сердце, скрытое в плоти, для справедливой оценки его владельца.
Если мудрый человек не уравновешен, его мудрость бесполезна.
…
Невозможно познать сердце мудрого человека, если не испытать его в деле».
— Папирус Инсингера, из «Позднеевропейская литература мудрости в международном контексте», М. Лихтхайм
Во всех этих случаях сердце становится легким. Как это возможно, когда человек свободно падает и тяжело стучит по жизни?
Правда в том, что заставить сердце летать требует тяжелого труда, активирующего аспекты развивающегося «я». В таком процессе нет легких путей. Частично именно из-за этого акцента на саморазвитии для поддержания принципа Истины Маат имеет правящую планету Марс, что может показаться необычным для тех, кто знаком с астрологией. Боги направили меня к отрывкам из «Так говорил Заратустра» на эту тему:
Творчество — это великое спасение от страданий и облегчение жизни. Но для появления творца необходимо само страдание и много преобразований.
Да, в вашей жизни должно быть много горькой смерти, вы, творцы! Таким образом, вы являетесь защитниками
и оправдателями всего бренного.
Чтобы сам творец стал новорожденным ребенком, он должен быть готов стать рожеником и перенести муки роженика.
—Так говорил Заратустра, Ницше
Здесь также находится код символики Маат в карте «Три чаши», которую она делит с Анубисом, судьей, взвешивающим сердца.

На карте изображены три женщины в одеждах, поднимающие три чаши к небу в знак празднования, в окружении обильной растительности. Эта карта обычно передает выводы, касающиеся дружбы, связей и празднований, которые могут подтолкнуть человека к следующему уровню его развития. Она говорит людям, что нужно быть внимательными к таким праздникам и не позволять себе быть слишком праздным, но и не отворачиваться от них.
В визуальной символике карты «Три чаши» из колоды Райдера-Уэйта содержится оккультный код, обозначающий три грантхи, или узла души, которые пропускают ток энергии беспрепятственно, позволяя энергии проходить через чакры — область сил Маат, о которой говорилось выше. Это одна из причин, по которой карта была также известна как «Облегчение» (Soumisement) со времен Эттейи.

Неудивительно, что символической картой Старших Арканов Маат является Справедливость в вертикальном положении. Весы и меч держит в руках женщина в мантии и короне, сидящая на троне между двумя колоннами. Кроваво-красный цвет ее одежды и занавес между колоннами символизируют правящую планету Маат.
Ее взгляд всеобъемлющий и спокойный. Карта «Справедливость» в прямом положении показывает, что все действия имеют последствия, и если было совершено зло, то либо вы, либо тот, кто причинил вам зло, будет привлечен к ответственности. В более неопределенном смысле, она обычно касается вопросов, когда необходимо говорить правду или когда правда раскрывается. Карта «Справедливость» иногда указывает на то, что будет принято самое справедливое решение.
Справедливость также может появиться в общем виде, чтобы описать определенные активизации и вызовы жизненной миссии спрашивающего. Весы и меч указывают на то, что вы можете находиться в процессе оценки или испытания, чтобы перейти на следующий уровень. Это также может означать, что вам приходится выбирать между двумя неотложными вопросами, которые могут иметь последствия, независимо от ваших намерений.
Иногда Справедливость может просто появиться, чтобы напомнить спрашивающему, что не следует быть чрезмерно требовательным, если он мало что сделал, чтобы это оправдать.
МААТ В КОНТЕКСТЕ ВРАГА
Известно, что внедренец Эхнатон исказил концепцию Маат, чтобы наказать своих врагов и сформулировать идеологию рабства. Именно поэтому Хоремхеб и его преемники назначали крайне суровые наказания за искажение этой концепции.
Существовало множество еврейских традиций, которые с самого начала заимствовали идею весов, например, литература мидраш, такая как "кохелет рабба". Еврейская литература связывает суд Маат с рош ха-шана.
Зоар описывает «палату заслуг», охраняемую ангелами, ответственными за «весы правосудия», где заслуги тянут вправо, а грешники — влево, и которой руководит «мозниа» — плохо сформулированная подделка. У главы еврейских весов также есть два президента, подражающих Маат. В этом отрывке также упоминается присутствие Ре, Тота и Маат на «злой стороне», которые «соблазняют мир» и судят тех, кто «приходит, чтобы быть оскверненным».
Такие механизмы пытаются предотвратить осуждение иудейских религиозных деятелей наравне с «нечистью» земли — нееврейскими народами.
МААТ В ХРИСТИАНСТВЕ
С приходом христианства явные упоминания Маат по имени практически исчезают из сохранившихся текстов, так как прямое поклонение Богине прекратилось. Тем не менее, в коптских писаниях встречается любопытное количество адаптаций или отголосков тем, которые были важны в культе Маат, особенно в отношении суда в загробной жизни, что также параллельно с появляющейся концепцией в раввинской литературе.
Одним из наиболее наглядных примеров является коптский "Апокалипсис" Павла (часть библиотеки Наг-Хаммади, IV век н. э.), где апостол Павел переживает видение восхождения и на одном из этапов сталкивается с взвешиванием душ. В этом тексте души умерших взвешиваются на весах божественной фигурой, чтобы определить их праведность — явная параллель с древним «взвешиванием сердца» перед Маат, помещенным в христианскую гностическую структуру.
Другой пример можно найти в более поздней коптской легенде о святом, «Истории о Бутрусе-аскете», сохранившейся в арабо-коптском синаксаре (средневековая эпоха). В этой истории скупой Бутрус видит сон о своем личном суде, напоминающий еврейский страх перед «другой стороной»:
Бутрус увидел установленные весы и толпу уродливых черных существ, несущих его грехи и несправедливости, чтобы положить их на левую чашу весов, а также множество сияющих ангелов, помещающих все добрые дела на правую чашу.
—История Бутруса-аскета, яковитский арабский синаксарий
Боэций, позднеримский автор и христианский апологет, написал произведение под названием «Утешение», в котором он обращался к определенным темам, объясняющим природу порядка, и пытался соединить платоновские идеи с учением католической церкви, которой он служил. Это произведение представляло собой воображаемый диалог, в котором Философия, олицетворенная в образе женщины (известной как Леди Мудрость), утверждает, что, несмотря на кажущееся неравенство в мире, существует высшая сила, и все остальное является второстепенным по отношению к этому божественному провидению.
Сцена из «Утешения Философии» Боэция, французская школа (XV век)
В средневековых стилистических канонах Леди Мудрость обычно изображалась с двумя перьями или крыльями, что было заимствовано из рассказов Боэция. К сожалению, популярность этого произведения вызвала множество серьезных попыток христианства присвоить себе греческие добродетели и мудрость.
Между тем, в средневековой Европе, благодаря демонологии врагов, Маат была переименована в Демона по имени Моракс, также известного как Форайи или Маракс, который появлялся перед магом в образе быка, который иногда принимал облик человека, давая советы мудрецам:
Моракс, он же Форайи, великий граф и президент, он выглядит как бык, и если он принимает человеческий облик, то делает людей удивительно искусными в астрономии и всех гуманитарных науках; он дарует хороших и мудрых спутников, знающих силу и добродетели драгоценных трав и камней, и правит тридцатью шестью легионами.
—Pseudomonarchia Daemonum, Иоганн Вейер
Гуманитарные науки также представляют собой своего рода кодекс, связанный с функциями Маат. Во-первых, все гуманитарные науки отражают стремление к всеобщему пониманию, основанному на всеобщем порядке. В средневековой Европе изучение таких предметов означало статус свободного человека, от которого ожидалось понимание добродетелей и кодексов общества, в котором он жил — отсюда и термин liberalis, означающий «ожидаемое от свободного человека».
Существовали семь свободных искусств — музыка, арифметика, геометрия, астрономия, риторика, грамматика и логика, — отражающие главенство числа семь как носителя кармы и его центральную связь с самой Маат. Эти искусства, особенно тривиум писцов, занимали центральное место в изучении права. В то время как Маат оставалась демонизированной в гримуарах или легкомысленно упоминалась как «Леди Мудрость» в средневековых конвенциях, такие искусства были нелепо признаны принадлежащими девственному экскременту:
Написано: «Мудрость построила себе дом, она высекла семь столбов» (Притчи 9:1). Этот дом — пресвятая богородица; семь столбов — семь свободных искусств.
—Мариале в Евангелии, Альберт Кельнский
Сам по себе кодекс знания астрономии связан с сезонными качествами Маат.
МААТ В ИСЛАМЕ
В исламе основным термином для обозначения «весов», используемых для взвешивания человеческих поступков в День Воскресения, является аль-Мизан, который был явно заимствован из египетской религии и даже не был завуалирован, в отличие от иудаизма или христианства. Это несколько раз прямо упоминается в коране:
وَنَضَعُ ٱلْمَوَازِينَ ٱلْقِسْطَ لِيَوْمِ ٱلْقِيَٰمَةِ فَلَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْـًٔا ۖ وَإِن كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍۢ مِّنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا ۗ وَكَفَىٰ بِنَا حَٰسِبِينَ
Мы установим весы справедливости в День Воскресения, чтобы ни одна душа не была обделена ни в малейшей степени. И если будет вес даже горчичного зерна, мы вынесем его на суд. Мы ведем точный учет.
—коран 21:47
وَٱلسَّمَآءَ رَفَعَهَا وَوَضَعَ ٱلْمِيزَانَ أَلَّا تَطْغَوْا۟ فِى ٱلْمِيزَانِ ﴿٨﴾ وَأَقِيمُوا۟ ٱلْوَزْنَ بِٱلْقِسْطِ وَلَا تُخْسِرُوا۟ ٱلْمِيزَانَ
И он воздвиг небо и установил весы (аль-мизан), чтобы вы не преступали границ справедливости. Устанавливайте вес по справедливости и не обманывайте весы.
— коран 55:7–9
Мусульманские комментаторы также хорошо знали о Маат среди языческих Богинь. Они писали:
«Они (древние судьи Египта) носили на шее маленькую золотую фигурку женщины, держащей в руках весы и перо, чтобы все, кто ее видел, знали, что она взвешивает их поступки в Истине».
—аль-Хитат, Аль-Макризи
Историк IX века Ибн Абд аль-Хакам в своей книге «Завоевание Египта» рассказывает, возможно, апокрифическую историю: когда халифу Умару были переданы сокровища Фараона, среди них был найден идол или гравюра с изображением женщины с мечом в одной руке и весами в другой, что советники Умара истолковали как олицетворение Справедливости.
БИБЛИОГРАФИЯ
Instruction of Pharaoh Amenemhat I
The Library of History, Diodorus Siculus
On Isis and Osiris, Plutarch
Hieroglyphica, Horapollo
Mariale in Evangelium, Albert of Cologne
Al‑Khitat, Al-Maqrizi
Thus Spake Zarathustra, Friedrich Nietzsche
Maat: The Moral Ideal in Ancient Egypt, Mowlana Karenga
Insinger Papyrus, from Late Egyptian Wisdom Literature in the International Context, M. Lichtheim
The story of Butrus, the Ascetic, Jacobite Arab Synaxarium
Ancient Records of Egypt: The Eighteenth Dynasty, James Henry Breasted
Ostrich Egg and its Symbolic Meaning in the Ancient Egyptian Monastery Churches, Dr. Sara El Sayed Kitat
"The ancient Egyptian concept of Maat: Reflections on social justice and natural order", R.J. Ferguson
АВТОРСТВО:
Karnonnos [TG] (текст)
Power of Justice [TG] (редактура стиля, грамматики и синтаксиса)